Новости / Рубрика «За театр»: из истории бенефиса

Рубрика «За театр»: из истории бенефиса

Рубрика «За театр»: из истории бенефиса
Дата: 
12 декабря 2023


Бенефис – спектакль или вечер, посвященный одному актеру. Весь кассовый сбор от проданных билетов бенефисного спектакля, как правило, поступал в пользу артиста-бенефицианта.  Традиция эта широко была распространена в русском императорском театре. Бенефиса удостаивались не все. Претендент на бенефис должен был прослужить в театре определенное количество лет, быть любимцем публики и обладать недюжинным талантом. Иначе сбора не будет. 
Актеру-бенефицианту позволялось выбрать самому пьесу для спектакля, назначить себе самую выигрышную роль и пригласить на другие роли тех, кого он считает нужным. Выбранная бенефициантом пьеса была призвана показать все таланты чествуемого артиста. 
Пригласительные билеты самым уважаемым гостям, – первым лицам города, артист-бенефициант часто развозил сам. Поклонники бенефицианта не ограничивались приобретением билетов, но и преподносили артисту дорогие подарки и памятные сувениры. По окончании спектакля в честь артиста произносились хвалебные речи, подчеркивалось его значение в труппе данного театра, говорилось о его таланте и вкладе в искусство. 
Бенефис был своеобразным призом от дирекции театра артисту, имеющему заслуги и привлекающему публику. Это была своего рода премия, поддерживающая артиста материально и вдохновляющая его морально. 
Казалось бы, никакой общественной пользы такая форма поощрения актеров  не имела, кроме выгод конкретного человека, но с бенефисом все не так просто! Недаром его истинное значение на французском – «выгода», «польза». 
В условиях жесткой цензуры императорских театров именно бенефицианты «протаскивали» на сцену пьесы, бывшие на подозрении у властей. Так актриса Александринского театра Мария Вальберхова добилась постановки «Маскарада» М. Ю. Лермонтова в свой бенефис. Пьеса считалась неблагонадежной, т. к. обличала аристократическое общество и раскрывала тайные пороки высшего света. Мария Вальберхова боролась за постановку пьесы несколько лет и, в 1852 году ей удалось преодолеть все препоны. 
Иногда артист брал не всю пьесу, а несколько сцен из нее, чтобы привлечь внимание к теме или к автору произведения. Так в 1829 году та же Вальберхова взяла для своего бенефиса несколько картин «Горе от ума» А. С. Грибоедова, запрещенного к постановке. 
Актеры-бенефицианты часто спасали новую пьесу, только вышедшую из-под пера автора и на первых порах, непопулярную. Критикам не всегда удавалось разглядеть талантливую вещь, а артисты с их природным чутьем к глубоким ролям, видели в произведении будущее. 
В начале ХХ века практика бенефисов с отданием всего сбора в пользу артиста прекратилась. Сегодня бенефисом называют творческий вечер или спектакль, на котором также чествуют за заслуги знаменитого, крупного артиста.  




Яндекс.Метрика